МВД В регионах:

Направление 1.1. Повышение эффективности деятельности подразделений Госавтоинспекции

Ключевое событие п.1.1.2

Проведено исследование общественного мнения об уровне коррупции среди сотрудников Госавтоинспекции - 2013 год

Исследование проведено Фондом «Общественное мнение» по заказу МВД России в рамках проекта «Общественное мнение – 2013». Одна из задач исследования состояла в выявлении особенностей распространения коррупции в различных регионах России, определения субъектов, где данная проблема стоит особенно остро, а где – ситуация относительно благополучная.

Сбор информации проводился методом выборочного исследования во всех субъектах Российской Федерации. В опросе приняли участие более 63 тысяч респондентов, от 500 до 800 в зависимости от особенностей региона.

Проведенное исследование выявило, что за последний год 14% опрошенных граждан приходилось иметь дело с сотрудниками ГИБДД. Это самый высокий показатель по сравнению с другими подразделениями и службами МВД России. При этом у 70% опрошенных остались положительные впечатления от этих встреч, а у 30% – отрицательные.

Участникам опроса был задан  вопрос о том, приходилось ли им лично либо членам их семьи в течение последних двух лет давать взятки сотрудникам ГИБДД (и если приходилось, то по какому поводу), и ряд вопросов о том, в каких конкретно ситуациях и насколько часто, по их мнению, сотрудники этой службы в их регионе берут взятки.

Среднее число автовладельцев, готовых оценить коррупционность автоинспекции в каждом  субъекте Российской Федерации на основе личных контактов, составило от 60 до 100 человек. Значительно большее число респондентов, не имевших опыта личного общения с сотрудниками ГИБДД, отвечали на вопросы о существовании разного рода поборов, ориентируясь на расхожие представления и информацию из СМИ.

5% респондентов сталкивались с действиями сотрудников ГИБДД, нарушающими права граждан. С учетом того, что некоторые респонденты попадали в подобные ситуации не единожды, общая цифра составила 7,5%.

Чтобы получить данные о распространенности коррупции в ГИБДД, участников опроса спросили, насколько часто сотрудники ГИБДД берут взятки в пяти различных ситуациях: при нарушении участниками дорожного движения ПДД, при проверке документов на право управления, при регистрации транспортного средства, при принятии экзаменов на право управления автомобилем или обмене водительского удостоверения, при рассмотрении материалов ДТП.

По результатам опроса, весьма значительная часть опрошенных, от 37 до 48%, затруднились ответить, насколько часто берутся взятки в разных ситуациях. Мнение, что сотрудники ГИБДД берут взятки «всегда или часто», выразили от 24 до 37%, а противоположного мнения – «редко или никогда» - придерживается примерно такое же число респондентов – от 24 до 29%.

Наиболее «взяткоёмкой» опрошенным видится ситуация, возникающая  при нарушении ПДД участниками дорожного движения – 37% ответов, 5% респондентов признались, что им лично приходилось давать взятки в подобной ситуации. Реже, по мнению респондентов, приходится платить при рассмотрении материалов ДТП или когда у водителя просрочены необходимые документы – 24%. В этих ситуациях лично давать взятки не приходилось никому из опрошенных.Полученный в ходе исследования «рейтинг коррумпированности» выглядит следующим образом.  В десятку наиболее проблемных в этом отношении регионов вошли (по степени убывания) Кабардино-Балкарская республика, Дагестан, Московская область, Москва, Ростовская область, Краснодарский край, Орловская область, Санкт-Петербург, Астраханская и Саратовская области. Самыми благополучными регионами стали Магаданская и Кировская области, Камчатский край, Ингушетия, Ямало-Ненецкая автономия, Новосибирская область. Замыкает рейтинг Чукотский автономный округ. 

Проведенный мониторинг показал, что коррумпированность сотрудников автоинспекции накладывает серьезный отпечаток  на репутацию полиции в целом.  8 из 10 перечисленных наиболее проблемных регионов (кроме Краснодарского края и Кабардино-Балкарии) входят в число субъектов Российской Федерации, где престиж органов внутренних дел, по данным исследования, наиболее низок.

Несмотря на то, что, по результатам социологического опроса, наибольшее количество негативных оценок в сравнении с другими службами приходится на  Госавтоинспекцию, открытость и публичность проводимых в последнее время мероприятий антикоррупционной направленности способствовали формированию тенденции к позитивному общественному мнению о работе службы.

Так, контрольно-профилактическими подразделениями Госавтоинспекции совместно с подразделениями собственной безопасности принимаются различные меры, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Благодаря этой работе задокументировано и пресечено 763 преступления коррупционной направленности, совершенные сотрудниками ГИБДД, в том числе 250 фактов взяточничества, 104 – превышения должностных полномочий, 160 – злоупотребления должностными полномочиями, 232 факта служебного подлога.

По материалам проверок судами различных инстанций за совершение должностных преступлений в настоящее время осуждены 162 сотрудника. К 863 руководителям, не обеспечившим надлежащий контроль за работой подчиненных, приняты меры строгой дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения со службы из органов внутренних дел.

В средствах массовой информации и сети Интернет, на официальных сайтах МВД России www.mvd.ru и Госавтоинспекции www.gibdd.ru размещена информация о существующей системе обратной связи, которая позволяет оперативно корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации, полученной от населения и институтов гражданского общества путем обращения на телефоны руководства, «телефоны доверия», входящие в систему «горячей линии МВД России», ведется прием письменных и электронных обращений.

Информирование и разъяснение целей и основных задач системы обратной связи, а также  анализ обращений граждан и организаций позволили сформировать основные векторы работы, направленной на соблюдение сотрудниками Госавтоинспекции запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, выявление возможных фактов коррупционных и иных правонарушений, снижение коррупционных рисков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Совместно с органами исполнительной власти регионов субъектов постоянно  расширяется практика применения комплексов автоматической фиксации правонарушений, которые исключают субъективные факторы в оценке обстоятельств совершаемых правонарушений, способствуют снижению коррупционных проявлений в отношениях между водителями и сотрудниками Госавтоинспекции. Участникам дорожного движения рекомендуется активнее применять видеозаписывающую аппаратуру при общении с сотрудниками Госавтоинспекции.
Пресс-служба ГУОБДД МВД России, декабрь 2013 года

Проведено исследование общественного мнения о деятельности сотрудников Госавтоинспекции - 2014 год

Всероссийское социологическое исследование о деятельности сотрудников Госавтоинспекции проведено по заказу Министерства внутренних дел Российской Федерации. Одна из задач исследования состояла в выявлении тенденций в восприятии населением различных аспектов работы сотрудников Госавтоинспекции МВД России.

Комплексный анализ результатов исследования, полученных в рамках мониторинга общественного мнения в 2014 году, позволяет оценивать вектор изменений в деятельности подразделений Госавтоинспекции в целом как положительный.

Сбор информации проводился методом выборочного исследования во всех 85 субъектах Российской Федерации, включая Республику Крым и Севастополь. В опросе приняли участие около 49 тысяч респондентов, от 400 до 600 в зависимости от особенностей региона.

Проведенное исследование выявило, что за последний год 28% опрошенных граждан приходилось иметь дело с сотрудниками ГИБДД. Это самый высокий показатель по сравнению с другими подразделениями и службами МВД России. При этом около 58% опрошенных положительно оценили работу сотрудников, 32% - отрицательно, еще 10% затруднились с ответом.

Результаты опроса показали, что больше всего с сотрудниками Госавтоинспекции имеет опыт общения мужская аудитория опрошенных, что обуславливает наличие в данной группе как высоких положительных оценок, так и отрицательных. Тем не менее, мужчины почти вдвое чаще, чем женщины дают положительную оценку работы сотрудников ГИБДД.

Также оценка уровня общения с сотрудниками Госавтоинспекции МВД России связана с возрастом респондентов: молодые люди от 18 до 30 лет в 2 раза чаще дают положительные оценки работе сотрудников Госавтоинспекции МВД России, чем отрицательные.

Итоги исследования показали, что оценка деятельности службы практически не подвержена зависимости от социально-демографических особенностей респондентов, речь может идти лишь о незначительных расхождениях в показателях.

В целом 63% участников исследования доверяют Госавтоинспекции, при этом доли респондентов среди мужчин и женщин составили 63% и 62% соответственно. При этом наибольшие доли опрошенных граждан, высказывающих доверие к сотрудникам службы, среди людей старше 70 лет (68%), граждан с доходом выше среднего (66%), респондентов, имеющих социальное положение студента или служащего (66%). Уровень доверия в сельских поселениях выше среднестатистических значений.

В меньшей степени - скорее не доверяю, в целом не доверяю - уровень доверия демонстрируют социальные группы респондентов с высоким уровнем доходов (34%), руководители предприятий (38%), предприниматели и безработные (35%), также к недоверию склонен каждый третий житель столицы.

В целом уровень доверия к сотрудникам Госавтоинспекции остается невысоким по отношению к общему доверию деятельности полиции. Среди 47% доверяющих полиции в целом только 15% также высоко выражают доверие к ГИБДД.

За последние 12 месяцев респондентами были отмечены факты денежного и неформального вознаграждения в следующих обстоятельствах: при нарушении участниками дорожного движения ПДД, при проверке документов на право управления, при регистрации транспортного средства, при принятии экзаменов на право управления автомобилем или обмене водительского удостоверения, при рассмотрении материалов ДТП.

По результатам опроса, 31% респондентов пояснили, что им не приходилось давать какое-либо вознаграждение сотрудникам ГИБДД в указанных ситуациях. Мнение, что сотрудники ГИБДД получают вознаграждения в данных ситуациях, выразили от 2 до 8%, не сталкивались с ГИБДД в этих ситуациях от 56 до 63% респондентов.

Полученный в ходе исследования «рейтинг доверия» выглядит следующим образом. Среди всех регионов России наиболее высокий индекс доверия к Госавтоинспекции как органу внутренних дел в обеспечении личной и имущественной безопасности проявляют доли респондентов в Омской области, Чеченской Республике, Московской области, Башкортостане, Воронежской области, Чувашии, Мордовии, Пензенской области, Костромской области, Еврейской автономной области и Северной Осетии - Алании.

В категорию регионов с крайне низким уровнем доверия к службе в обеспечении личной и имущественной безопасности вошли (по степени убывания) Ивановская и Томская области, Хакасия, а также Санкт-Петербург.

Несмотря на то, что, по результатам социологического опроса, наибольшее количество негативных оценок в сравнении с другими службами приходится на Госавтоинспекцию, открытость и публичность проводимых в последнее время мероприятий антикоррупционной направленности способствовали формированию тенденции к позитивному общественному мнению о работе службы.

Так, контрольно-профилактическими подразделениями Госавтоинспекции совместно с подразделениями собственной безопасности принимаются различные меры, направленные на предупреждение коррупционных правонарушений в сфере безопасности дорожного движения. Благодаря этой работе задокументировано и пресечено 379 преступлений коррупционной направленности, совершенных сотрудниками ГИБДД, в том числе 210 фактов взяточничества, 94 – превышения и злоупотребления должностными полномочиями, 75 фактов служебного подлога.

Меры строгой дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения со службы из органов внутренних дел были применены к 131 руководителю, не обеспечившему надлежащий контроль за работой подчиненных.

В средствах массовой информации и сети Интернет, на официальных сайтах МВД России www.mvd.ru и Госавтоинспекции www.gibdd.ru размещена информация о существующей системе обратной связи, которая позволяет оперативно корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации, полученной от населения и институтов гражданского общества путем обращения на телефоны руководства, «телефоны доверия», входящие в систему «горячей линии МВД России», осуществляется прием письменных и электронных обращений.

Информирование и разъяснение целей и основных задач системы обратной связи, а также анализ обращений граждан и организаций позволили сформировать основные векторы работы, направленной на соблюдение сотрудниками Госавтоинспекции запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, выявление возможных фактов коррупционных и иных правонарушений, снижение коррупционных рисков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Совместно с органами исполнительной власти регионов постоянно расширяется практика применения комплексов автоматической фиксации правонарушений, которые исключают субъективные факторы в оценке обстоятельств совершаемых правонарушений, способствуют снижению коррупционных проявлений в отношениях между водителями и сотрудниками Госавтоинспекции. Участникам дорожного движения рекомендуется активнее применять видеозаписывающую аппаратуру при общении с сотрудниками Госавтоинспекции.
Пресс-служба ГУОБДД МВД России, декабрь 2014 года

Проведено исследование общественного мнения о деятельности сотрудников Госавтоинспекции - 2015 год 

Всероссийское социологическое исследование о деятельности сотрудников Госавтоинспекции проведено по заказу Министерства внутренних дел Российской Федерации. Одна из задач исследования состояла в выявлении тенденций в восприятии населением различных аспектов работы сотрудников Госавтоинспекции. Анализ результатов исследования позволяет оценивать вектор изменений в деятельности подразделений ГИБДД в целом как положительный.

Сбор информации проводился методом выборочного исследования во всех 85 регионах, включая Крым и Севастополь. В опросе приняли участие около 49 тысяч респондентов, от 400 до 600 в зависимости от особенностей региона.

Проведенное исследование выявило, что за последний год четверть опрошенных (25%) имела опыт личного общения с сотрудниками Госавтоинспекции. Это один самых высоких показателей по сравнению с другими подразделениями и службами МВД России. При этом большая доля респондентов (58%) положительно оценили работу сотрудников, 31% – отрицательно, еще 11% затруднились с ответом.

Анализ результатов опроса также показал, что имеется зависимость между оценкой работы Госавтоинспекции и уровнем образования респондентов. Так, положительно оценивают работу сотрудников Госавтоинспекции большая доля граждан, имеющих высшее образование (62%). Напротив, наименьшую долю положительных отзывов демонстрируют граждане с образованием ниже среднего (50%).

Большая часть опрошенных респондентов (67%) считают работу Госавтоинспекции эффективной и доверяют сотрудникам ГИБДД, при этом доли «доверяющих» среди мужчин и женщин примерно равные. Наибольшие доли респондентов, высказывающих доверие к сотрудникам службы, среди людей старше 60 лет (66%), а также среди граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью (73%). В меньшей степени уровень доверия демонстрируют граждане от 35 до 44 лет (29%), социальные группы респондентов с низким уровнем доходов (30%), предприниматели (36%).

В целом уровень доверия к сотрудникам Госавтоинспекции сопоставим с уровнем доверия органам внутренних дел в целом. По сравнению с 2014 годом наблюдается некоторый рост доверия (на 2-4%).

За последние 12 месяцев респондентами были отмечены факты денежного и неформального вознаграждения в следующих обстоятельствах: при нарушении участниками дорожного движения ПДД, при проверке документов на право управления, при регистрации транспортного средства, при принятии экзаменов на право управления автомобилем или обмене водительского удостоверения, при рассмотрении материалов ДТП.

По результатам опроса 8% респондентов отметили, что за последний год сталкивались с неправомерными действиями сотрудников полиции. Одна треть этих случаев была связана именно с работой сотрудников Госавтоинспекции (36%). При этом 39% респондентов оценили эти действия, как неправомерные, а 30% отметили неуверенность в том, что сотрудники ГИБДД действовали неправильно.

Полученный в ходе исследования «рейтинг доверия» выглядит следующим образом. Среди всех регионов России наиболее высокий индекс доверия к Госавтоинспекции проявляют респонденты в Чувашии, Чеченской республике, Калмыкии, Тамбовской, Пензенской и Костромской областях, Ханты-Мансийской и Ямало-Ненецкой автономиях, Москве и Приморском крае.

В категорию регионов с крайне низким уровнем доверия к службе вошли - по степени убывания - Санкт-Петербург, Хакасия, Томская и Ивановская области.

Несмотря на то, что, по результатам социологического опроса, наибольшее количество негативных оценок в сравнении с другими службами приходится на Госавтоинспекцию, открытость и публичность проводимых в последнее время мероприятий антикоррупционной направленности способствовали формированию тенденции к позитивному общественному мнению о работе службы.

Проведено исследование общественного мнения о деятельности сотрудников Госавтоинспекции - 2016 год 

Проведенное всероссийское социологическое исследование о деятельности сотрудников Госавтоинспекции включало в себя Интернет-опрос граждан на официальном сайте МВД России, опрос населения социологическим центром РГСУ и общероссийский опрос, проведенный фондом «Общественное мнение». Результаты свидетельствуют о том, что большая часть опрошенных считают работу ГИБДД эффективной и оценивают ее положительно.   

В Интернет-опросе за две недели приняли участие 1000 человек. Более половины респондентов – 55% доверяют сотрудникам ГИБДД. Деятельность Госавтоинспекции скорее эффективной считает более трети опрошенных – 36%. Примерно каждый пятый – 21% оценивает ее как «в полной мере эффективную» и лишь 17% респондентов указали на ее неэффективность.

На вопрос Интернет-опроса о том, приходилось ли респонденту за последнее время сталкиваться с неправомерными действиями сотрудников Госавтоинспекции, 37% ответили утвердительно. Чаще всего с коррупциогенными направлениями опрошенные сталкивались при нарушении ими ПДД, при сдаче экзаменов на право управления автомобилем и рассмотрении материалов ДТП.

Специалисты РГСУ опросили 36,5 тысяч респондентов, по 440 в каждом регионе. Здесь также большая часть опрошенных – 53% считают работу ГИБДД эффективной. Более всего респондентов, которые обращались к сотрудникам Госавтоинспекции и положительно оценивают их работу, проживают в Уральском, Приволжском и Северо-Западном федеральных округах. Меньше всего положительных оценок о работе ГИБДД отмечается в Северо-Кавказском федеральном округе.

Общероссийский опрос, проведенный фондом «Общественное мнение», состоялся в 53 регионах страны, опрошено 2 тысячи респондентов. Автомобилисты указали на «хорошую, оперативную работу сотрудников, увеличение числа сотрудников ГИБДД на дорогах, учащение рейдов, вежливое, культурное поведение сотрудников ГИБДД, меньше стало взяток, коррупции, уменьшение количества немотивированных остановок автомобилей, установка камер, другой аппаратуры, больше стало порядка на дорогах».

Таким образом, по результатам сравнительного изучения обобщенных результатов опросов можно сделать вывод о том, что подавляющая часть опрошенных и контактировавших с сотрудниками ГИБДД граждан положительно и в целом на одном уровне оценивают работу сотрудников службы. При этом уровень доверия к Госавтоинспекции соответствует уровню доверия к полиции в целом.

В средствах массовой информации и сети Интернет, на официальных сайтах МВД России www.mvd.ru и Госавтоинспекции www.gibdd.ru размещена информация о существующей системе обратной связи, которая позволяет оперативно корректировать проводимую антикоррупционную политику на основе информации, полученной от населения и институтов гражданского общества путем обращения на телефоны руководства, «телефоны доверия», входящие в систему «горячей линии МВД России», ведется прием письменных и электронных обращений.

Информирование и разъяснение целей и основных задач системы обратной связи, а также анализ обращений граждан и организаций позволили сформировать основные векторы работы, направленной на соблюдение сотрудниками Госавтоинспекции запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения, выявление возможных фактов коррупционных и иных правонарушений, снижение коррупционных рисков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Совместно с органами исполнительной власти регионов постоянно расширяется практика применения комплексов автоматической фиксации правонарушений, которые исключают субъективные факторы в оценке обстоятельств совершаемых правонарушений, способствуют снижению коррупционных проявлений в отношениях между водителями и сотрудниками Госавтоинспекции. Участникам дорожного движения рекомендуется активнее применять видеозаписывающую аппаратуру при общении с сотрудниками Госавтоинспекции.

Ключевое событие п.1.1.3.3 

ПАМЯТКА по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции  - 2015 год

Настоящая памятка предназначена для оказания помощи водителям, которые стали участниками дорожно-транспортного происшествия и в связи с этим должны произвести целый ряд различных действий. Одним из них является оформление документов, необходимых для последующего возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью или имуществу потерпевших.

Законодательством Российской Федерации предусмотрены различные варианты действий водителей на месте ДТП. В случае ДТП с несколькими участниками (больше двух), при наличии пострадавших или погибших, а также в случае причинения значительного вреда транспортным средствам и имуществу иных лиц на место ДТП должны прибыть сотрудники правоохранительных органов, а при необходимости - работники медицинских служб, МЧС России и др.

Однако если в ДТП участвовали только два транспортных средства, нет пострадавших или погибших, а вред, причиненный имуществу участников ДТП, сравнительно невелик, законодательство допускает упрощенную процедуру оформления дорожного инцидента. Это позволяет существенно сократить время на оформление документов, необходимых для получения возмещения причиненного вреда от страховой компании.

Вместе с тем обращаем внимание на то, что положения памятки не являются обязательными и носят исключительно рекомендательный характер.

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ПАМЯТКИ

БЛОК-СХЕМА

Ссылки на сайты органов государственной власти:
Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2021, МВД России