МВД В регионах:

Информационно-справочные материалы о проверке деятельности Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений на территории Брянской области

С целью изучения фактического положения дел по реализации государственной политики в сфере профилактики правонарушений с 17 по 21 февраля 2014 года рабочей группой, сформированной при Правительственной комиссии по профилактике правонарушений из числа представителей МВД России, Минздрава России, Минобрнауки России, ФСКН России, ФМС России и ФСИН России, осуществлен выезд в Брянскую область.

В целом организация деятельности Межведомственной комиссии по профилактике правонарушений на территории Брянской области, а также эффективность реализуемых субъектами профилактики мероприятий оценены удовлетворительно.

Однако в ряде случаев принимаемые меры оказались недостаточными, вследствие чего значительное количество проблем остаются нерешенными.

В 2013 году темпы прироста преступлений, совершенных на дорогах и трассах вне населенных пунктов области, составили 180,7% (по Центральному федеральному округу – 21,3%, по России – 19,3%). Удельный вес преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения, составил 32,6% (22,2% и 27,5% соответственно), лицами, ранее совершавшими преступления – 53,6% (44,2% и 49,6% соответственно), не имеющими источника постоянного дохода – 74,7% (68,9% и 65,7% соответственно).  

В целом по Брянской области уровень повторной преступности среди осужденных без изоляции от общества (1,65%) ниже, чем по России (2,07%). Вместе с тем в ряде районов данный показатель продолжает оставаться выше среднероссийского: Выгоничский – 6,72%, Жуковский – 4,05%, Навлинский – 2,91%.

Данные факты свидетельствуют о том, что проведенная работа не позволила добиться качественного улучшения деятельности в сфере профилактики правонарушений, обеспечить в полном объеме защиту прав и законных интересов граждан на территории области.

На этом фоне вызывает особую обеспокоенность формальный подход к реализации программы «Профилактика правонарушений и противодействие преступности на территории Брянской области на 2014-2016 годы», мероприятия и источники финансирования которой содержат ссылки на иные государственные программы (подпрограммы государственных программ) Брянской области. Рекомендации Правительственной комиссии по профилактике правонарушений по преобразованию ранее действовавших региональных целевых программ профилактической направленности (от 13 сентября 2013 г. № 12/5168) не учтены.

Мероприятия действующего в регионе «Плана мероприятий оказания помощи лицам, отбывшим наказание в виде лишения свободы, и содействия их социальной реабилитации на 2013-2015 годы» не поддержаны из средств областного бюджета и в ряде случаев дублируют требования нормативных правовых актов Российской Федерации.

Наряду с этим до настоящего времени в области не принят проект закона, направленный на снижение ставки налога на прибыль организаций, предоставляющих рабочие места осужденным к наказанию в виде исправительных работ.

Отсутствует практика организации летнего отдыха несовершеннолетних осужденных из неблагополучных семей. Так, в 2013 году несовершеннолетним из числа осужденных в Брянском районе (Нетьинское сельское поселение) выдана только одна путевка в Белобережский детский санаторий.

Актуальным остаётся вопрос организации добровольной сдачи населением оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств на возмездной основе. Если в 2013 году на указанные цели выделено 300 тыс. рублей, то в 2014 году соответствующие расходы сокращены до 100 тыс. рублей.

Принимаются недостаточные меры по внедрению и развитию на территории области технических средств обеспечения безопасности, в том числе аппаратно-программных комплексов «Безопасный город» (далее – АПК «Безопасный город»).

Так, на момент проверки на территории областного центра имелось 22 камеры видеонаблюдения, из которых только половина по своим техническим возможностям соответствовали требованиям по выводу изображения по каналам связи в центр управления нарядами дежурной части Управления МВД России по г. Брянску. Остальные видеокомплексы работали в локальном режиме.

В рамках реализации муниципальных программ профилактики системы видеонаблюдения установлены только в трех районных центрах области (г. Клинцы – 24; г. Новозыбков – 12; г. Трубчевск – 2). Из 4 существующих в г. Брянске пунктов экстренной связи «Гражданин-полиция» функционируют только 3.

До настоящего времени имущество АПК «Безопасный город» не передано на баланс органов исполнительной власти Брянской области, не определен балансодержатель указанного имущества. Аналогичная ситуация сложилась по вопросу передачи в казну Брянской области 34 комплексов фотофиксации нарушений ПДД «Арена» и 3 комплексов видеофиксации нарушений ПДД «Стрелка».

Кроме того, приобретенный и установленный в 2011 году за счет средств бюджета г. Брянска стационарный комплекс фото-, видеофиксации нарушений 
ПДД «Vocord Traffic» с контролем скорости движения транспортных средств по 6 полосам до настоящего времени в эксплуатацию не введен, на баланс 
в установленном порядке не принят.

В ходе выезда осуществлена проверка деятельности муниципальных комиссий по профилактике правонарушений в городах Почеп, Жуковка, Клинцы. Во всех муниципальных образованиях заседания проводятся в соответствии с планами работы. Вместе с тем в городах Жуковка и Почеп программы профилактики не имеют финансового обеспечения, мероприятия по внедрению в охрану общественного порядка правоохранительного сегмента АПК «Безопасный город» не проводятся.

Правительственная комиссия
по профилактике правонарушений 

Обзор о результатах проверок, проведенных межведомственными рабочими группами при Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в период с 1 мая по 1 декабря 2013 года

В период с 1 мая по 1 декабря 2013 года рабочими группами при Правительственной комиссии по профилактике правонарушений в составе представителей МВД России, Минздрава России, Минтруда России, Минспорта России, ФМС России и ФСИН России осуществлены выезды в 5 субъектов Российской Федерации: Чувашскую Республику (с 14 по 18 октября 2013 года), Красноярский (с 13 по 17 мая 2013 года), Приморский края (с 26 по 30 августа 2013 года), Оренбургскую (с 16 по 20 августа 2013 года) и Калужскую области (с 18 по 22 ноября 2013 года).

Наиболее существенный недостаток, характерный для ряда субъектов Российской Федерации, – отсутствие комплексных программ по профилактике правонарушений либо сокращение объемов финансирования мероприятий на указанные цели.

Так, в Красноярском крае программа отсутствует с 2010 года, проект соответствующей государственной программы на 2014 год и последующие периоды до настоящего времени не утвержден.

Наряду с этим на территории края реализуются другие программы профилактической направленности, в том числе «Патриотическое воспитание молодежи Красноярского края на 2012-2014 годы», «Повышение безопасности дорожного движения в Красноярском крае на 2013-2015 годы», «Комплексные меры противодействия распространению наркомании, пьянства и алкоголизма 
в Красноярском крае на 2013-2015 годы».

В Приморском крае реализация программных мероприятий краевой целевой программы «Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае на 2011-2015 годы»  приостановлена.

В настоящее время разработан и проходит процедуру согласования проект государственной программы Приморского края «Безопасный край на 2014-2017 годы», включающий подпрограмму «Комплексные меры профилактики правонарушений и борьбы с преступностью в Приморском крае».

В Калужской области долгосрочная целевая программа профилактики правонарушений на 2013-2017 годы утверждена только 5 апреля 2013 года, 
её финансирование в течение 2013 года не осуществлялось. На момент проверки проект соответствующей государственной программы не представлен.

Актуальными остаются вопросы внедрения и развития в субъектах Российской Федерации аппаратно-программных комплексов «Безопасный город», включающих подсистемы видеонаблюдения, экстренной связи «Гражданин-полиция» и позиционирования подвижных объектов.

В ходе проверки установлено, что на территории Приморского края и Калужской области системы экстренной связи «Гражданин-полиция» отсутствуют.

Из 12 видеокамер в г. Калуге функционируют 8, в г. Обнинске из 58 – 35 (23 – работают в ограниченном режиме). Кроме того, в Калужской области 
не работает ни один из шести стационарных комплексов автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения. Причина – отсутствие финансирования на проведение ремонта и корректировки программного обеспечения.

Практически во всех регионах на момент проверки не выделялось финансирование на выплату вознаграждений за добровольно сданное огнестрельное оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства (Калужская область, Красноярский и Приморский края).

В Приморском крае согласно поступившему отчету по устранению недостатков соответствующий нормативный правовой акт принят.

На момент проверки в Красноярском крае, согласно выводам представителя Министерства здравоохранения Российской Федерации  отсутствовала региональная нормативная правовая база, регламентирующая вопросы профилактики алкоголизма, наркомании и токсикомании, что не позволяло в полном объеме реализовать потенциал наркологической службы.

Соответствующий закон Красноярского края «О профилактике алкоголизма, наркомании и токсикомании в Красноярском крае» принят только 19 декабря 2013 года.

В ряде регионов (Республика Чувашия, Красноярский край, Калужская область) мероприятия в области социальной реабилитации и адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и лиц, осужденных без изоляции от общества, не охвачены программно-целевым методом.

В вышеуказанных субъектах Российской Федерации необходима разработка региональных нормативных правовых актов о стимулировании работодателей, предоставляющих рабочие места для данной категории лиц.

Опыт принятия подобных законов имеется в Республике Мордовия, Чеченской Республике, Ленинградской, Мурманской, Костромской и Томской областях, Еврейской автономной области.

Особое беспокойство вызывало отсутствие наступательности в решении вопроса по подбору зданий (помещений) для содержания иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации.

Соответствующие здания (помещения) подобраны и до конца 2013 года определен срок их ввода в эксплуатацию в Чувашской Республике и Калужской области, во втором квартале 2014 года – в Оренбургской области. 
В Красноярском крае – срок не определен.

В Приморском крае до окончания строительства нового объекта, принято решение об аренде здания, в котором в 4 квартале этого года проведены ремонтные работы.

В отдельных случаях ослаблен контроль за деятельностью комиссий по профилактике правонарушений районного и муниципального уровней.

Так, выявлены недостатки в организации деятельности комиссии по профилактике правонарушений в Хасанском районе Приморского края.

С 2010 года заседания данного координационного органа не проводились, соответствующая программа профилактики правонарушений на районном уровне отсутствовала.

В целом программные мероприятия в большинстве субъектов Российской Федерации носят комплексный характер и реализуются с достаточной степенью эффективности.

В целях совершенствования системы профилактики правонарушений, повышения её эффективности на региональном уровне необходимо активизировать работу по принятию региональных (муниципальных) государственных программ (подпрограмм) на 2014 год и последующий периоды, а также обеспечить контроль за деятельностью комиссий по профилактике правонарушений районного и муниципального уровней. 

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2017, МВД России
Яндекс.Метрика