МВД В регионах:

Выступление главы МВД России на расширенном заседании коллегии Министерства 21 марта 2014 года

В. Колокольцев: Товарищ Верховный Главнокомандующий!

Позвольте от всего личного состава Министерства внутренних дел Российской Федерации поблагодарить Вас за оценку нашей работы. Все необходимые меры для выполнения поставленных Вами задач будут приняты.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания коллегии! Товарищи генералы и офицеры!
Прошедший год был для нас сложным и ответственным.
Наряду с решением текущих задач значительные ресурсы задействовались для обеспечения безопасности крупных международных общественно-политических и спортивных мероприятий. Прежде всего, Олимпийских игр в Сочи и Всемирной летней Универсиады в Казани.
Личный состав органов внутренних дел активно привлекался к ликвидации последствий наводнения на Дальнем Востоке.
Вместе с тем контроль за оперативной обстановкой был обеспечен в полном объёме.
Большое значение уделялось реализации указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года. С этой целью подготовлен ряд распорядительных актов и планирующих документов, которые охватывают практически все направления деятельности МВД России.

1. Безусловным приоритетом нашей службы является обеспечение безопасности граждан, защита их прав и законных интересов.
В этой связи главной задачей оптимизации организационно-штатного построения в 2013 году стало укрепление подразделений низового звена, где ведется основная работа с населением.
В интересах органов внутренних дел районного уровня перераспределялись и штатные, и финансовые ресурсы.
Всего за последние 2 года восстановлены и дополнительно созданы 88 территориальных подразделений МВД России. В основном речь идет о сельской местности. Осуществлялось их техническое переоснащение, обеспечение средствами связи и транспортом.
Повышению доступности правоохранительной помощи будет способствовать и создание отделений МВД России с упрощенной организационной структурой в малонаселенных, отдаленных и труднодоступных местностях. Такие же меры будут предприняты в отношении следственных подразделений и ГИБДД.
Прошу руководителей крайне ответственно подойти к решению этого вопроса. Изменения должны проводиться не только за счёт разукрупнения и перераспределения штатной численности управлений по нескольким муниципальным образованиям. Не менее важно рационально минимизировать аппараты региональных наших подразделений.
Как вы знаете, в прошедшем году произошло сокращение центрального аппарата Министерства. Должности были переданы «на землю», в службы участковых и ГИБДД. Такая практика должна быть продолжена и в субъектах.
Одновременно хочу отметить, что из регионов неоднократно поступали запросы о выделении дополнительных штатных единиц. Ситуация, которая сложилась после сокращения численности органов внутренних дел, действительно не простая. Однако мы должны учиться работать в новых условиях. С максимальной эффективностью использовать имеющиеся ресурсы. Рационально распределять их по приоритетным направлениям. Прежде всего, охраны общественного порядка, профилактики правонарушений и раскрытия преступлений.
Акцент важно делать не на количество, а на качество личного состава. Целенаправленно заниматься вопросами повышения профессионального уровня сотрудников, внедрять передовые методы и современные информационные технологии.
Серьезным подспорьем является также привлечение граждан и общественных формирований к решению правоохранительных вопросов. Хочу подчеркнуть, что все необходимые для этого полномочия вам предоставлены.
Вместе с тем не исключаю, что в целях выравнивания нагрузки на личный состав его численность в отдельных случаях может быть перераспределена между субъектами. Однако это будет осуществляться в пределах установленного лимита в целом для МВД.

2. Одним из основных наших потенциалов остается работа с кадрами.
В соответствии с Указом Президента сформирован федеральный кадровый резерв. А также – кадровый резерв номенклатуры МВД России. Проводится необходимая работа по его подготовке к назначениям на соответствующие должности.
В основе кадровой политики лежит современная и эффективная система профессиональной подготовки. Для МВД России крайне важен уровень знаний сотрудников, которые придут на работу уже в ближайшие годы.
В прошедшем году завершена оптимизация ведомственных вузов. Восстановлен объем набора на обучение. В настоящее время в двадцати семи образовательных учреждениях и их филиалах проходят подготовку свыше шестидесяти тысяч человек.
Впервые на законодательном уровне решена принципиальная задача закрепления выпускников на службе в органах внутренних дел. Для тех, кто был отчислен из вуза или не отслужил 5-ти лет в системе Министерства, определен порядок возмещения затрат на обучение государству.
Неизменным остаётся курс на решительное избавление от сотрудников, которые не соответствуют требованиям, предъявляемым к службе в полиции.
Подавляющее большинство нарушений дисциплины и законности личным составом выявляется нашими силами, прежде всего, подразделениями собственной безопасности. Несмотря на должности, звания и результативность, никому не позволено нарушать закон.
Принцип ответственности руководителей за действия подчиненных и повышение контроля доказывают свою эффективность. Почти на 8 процентов сократилось число лиц, совершивших преступления.
Отмечается более чем двукратный рост количества поступивших от сотрудников уведомлений о фактах их склонения к совершению коррупционных правонарушений.

3. Целенаправленные меры принимались по усилению общественного контроля за деятельностью органов внутренних дел. Ведется конструктивный диалог с институтами гражданского общества. Обновлены составы общественных советов.
Осуществляется постоянный мониторинг мнения граждан и средств массовой информации о нашей работе. Эти показатели включены в новую систему оценки деятельности территориальных органов МВД России, утверждённую ведомственным приказом в конце прошлого года.
Ее основным критерием также является соблюдение прав и законных интересов граждан. Именно их защита – главное предназначение органов внутренних дел.
Любые попытки руководителей манипулировать статистикой с целью создания видимости благополучия будут жестко пресекаться. Выявление подобных фактов влечет однозначно негативную оценку для органа со всеми вытекающими последствиями для его руководства.
Только при качественном выполнении своих служебных обязанностей вам не будет стыдно смотреть в глаза населению, живущему на подведомственной территории.

4. Говоря о борьбе с преступностью в целом, должен отметить, что ситуация здесь улучшается. Снизилось общее количество преступлений.
Значительно сократилось число убийств – почти на 7 процентов, причинений тяжкого вреда здоровью и некоторых других наиболее опасных преступлений против личности.
Повысилась защищённость имущественных интересов граждан от преступных посягательств. Почти на 12 процентов меньше совершено разбоев, на 16 – грабежей и на 7 – краж.
Первостепенное внимание уделялось предотвращению, выявлению и раскрытию преступлений тяжких и особо тяжких составов, а также совершенных членами организованных групп и преступных сообществ.
Повысилась раскрываемость преступлений против личности.
Положительная динамика наметилась и в раскрываемости преступлений против собственности.
Принципиальным вопросом для нас было задержание лиц, причастных к совершению убийств, сопряженных с изнасилованием несовершеннолетних, на территориях Пермского и Приморского краев, Иркутской, Новосибирской, Свердловской, Омской и Оренбургской областей.
Раскрыта серия убийств, в том числе сотрудников полиции, и разбойных нападений на территории Ростовской области и Ставропольского края.
Благодаря профессиональным действиям сотрудников полиции, обезврежен преступник, расстрелявший двух детей и четверых взрослых в Белгороде.
Продолжалась активная работа по противодействию организованной преступности. В прошлом году к уголовной ответственности привлечено 18 так называемых «воров в законе».
Пресечена деятельность организованных преступных групп, совершивших серию разбойных нападений на инкассаторов в Москве.
Задержаны участники вооруженного преступного сообщества, причастные к 6-ти похищениям граждан и 20-ти убийствам на территории Северо-Кавказского и Южного федеральных округов.
Особое внимание уделялось борьбе с организованными преступными группами, сформированными по этническому принципу.
За счет перераспределения штатной численности в 70-ти территориальных органах созданы специализированные подразделения. Как следствие, повысилась и результативность. В прошлом году пресечена деятельность шестисот восьми таких группировок. К уголовной ответственности привлечено свыше тысячи восьмисот их активных участников и организаторов.
Негативную реакцию в обществе вызывает широкое распространение хищений имущества путем обмана или злоупотребления доверием. В прошлом году выявлено почти сто шестьдесят пять тысяч мошенничеств. В том числе в сфере кредитования, при получении выплат и с использованием банковских карт.
При этом все больше мошеннических действий совершается посредством использования мобильной связи или сети интернет. Около половины таких преступлений приходится на долю лиц, отбывающих наказания в учреждениях ФСИН России. В 2013 году во взаимодействии с оперативными подразделениями исправительной системы установлено 117 осужденных, совершивших более полутора тысяч таких преступлений.

5. К числу приоритетных задач по-прежнему относятся вопросы повышения качества расследования.
В отчетном году снизился удельный вес уголовных дел, возвращенных прокурорами и судами для дополнительного расследования. Сократилось число оправданных лиц и необоснованно содержавшихся под стражей.
Тем не менее причин для самоуспокоения нет. Значительное количество преступлений остаётся не раскрытым. За каждым из них стоит конкретный человек, который рассчитывает на нашу помощь и восстановление справедливости.
Основной резерв повышения эффективности работы в этом направлении – улучшение взаимодействия следователей с сотрудниками оперативных и экспертно-криминалистических подразделений.
Также должны быть приняты дополнительные меры по повышению уровня профессиональной подготовки следователей и усилению ведомственного процессуального контроля за их деятельностью.

6. Значительный объем работы в прошлом году проводился по розыску лиц.
Всего разыскивалось свыше ста тридцати трех тысяч лиц, скрывающихся от органов предварительного расследования или суда. Около шестидесяти процентов из них было разыскано.
Также установлена судьба почти пятидесяти трех тысяч лиц, пропавших без вести, ушедших из дома, утративших связь с родственниками.
Заметно активизирована эта работа и по линии Интерпола. Только при его содействии депортировано или экстрадировано более шестидесяти человек.
На территории России установлено местонахождение порядка ста обвиняемых и десяти лиц, пропавших без вести, разыскиваемых по каналам Интерпола правоохранительными органами зарубежных стран.

7. Важнейшей линией для нас является противодействие экстремизму.
В многонациональной и многоконфессиональной стране категорически недопустимы любые экстремистские проявления, попытки разжигания национальной или религиозной ненависти, конфликты на этой почве.
Дополнительный импульс данной работе придал Указ Президента Российской Федерации «Об обеспечении межнационального согласия».
В пятидесяти трех регионах разработаны и реализуются программы профилактики экстремизма.
Заметно активизированы выявление и раскрытие преступлений в данной сфере. Всего в отчетном периоде их зарегистрировано восемьсот девяносто шесть. Это почти на треть больше, чем в 2012 году. При этом 73 процента из них выявлено органами внутренних дел. Количество насильственных преступлений экстремистского характера благодаря принятым мерам существенно снизилось.
Опасность провокационных действий отдельных радикально настроенных участников при проведении массовых акций сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Это направление работы нужно постоянно держать на личном контроле руководителей.

8. В центре внимания всех правоохранительных органов и спецслужб остается борьба с терроризмом.
Результативность совместной с органами безопасности деятельности по установлению лиц, причастных к совершению терактов, заметно повысилась. Раскрываемость этих преступлений увеличилась почти на 13 процентов.
Органами внутренних дел проведена большая работа по обеспечению антитеррористической защищённости объектов особой важности, повышенной опасности и жизнеобеспечения.
Пресекались каналы финансирования терроризма, а также совместно с федеральной службой безопасности принимались меры по ликвидации бандподполья на Северном Кавказе.
Практика показывает, что нам необходимо работать на опережение. Своевременно выявлять замыслы преступников, принимать все меры по их нейтрализации. Иначе за такие преступления приходится платить слишком большую цену, эта цена – жизни людей!
Во время проведения всемирной Универсиады и на Олимпийских играх мы приобрели значительный опыт организации обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности крупных международных мероприятий. Этот опыт мы должны в полной мере использовать в нашей дальнейшей работе.

9. Еще одной серьезной задачей является обеспечение экономической безопасности страны.
Совместно с другими заинтересованными государственными органами проводились мероприятия по пресечению фактов хищения и нецелевого использования бюджетных средств. В результате выявлено почти шестнадцать тысяч таких преступлений.
В рамках работы по декриминализации объектов топливно-энергетического комплекса задокументировано две с половиной тысячи преступных деяний. Размер причиненного ущерба составил более двадцати одного миллиарда рублей. Обеспечено его возмещение на сумму четырнадцать миллиардов рублей.
Повышенное внимание уделялось оздоровлению ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства. За 2013 год подразделениями МВД России в этой сфере выявлено свыше трех тысяч преступлений. Размер причиненного ущерба составил 3,6 миллиарда рублей.

10. Теперь, что касается борьбы с коррупцией. Сегодня на первый план выходит пресечение наиболее опасных ее проявлений. В частности, речь идет о преступлениях, совершаемых должностными лицами высокого уровня, а также в значительном размере.
В результате совместной работы с заинтересованными ведомствами количество выявленных фактов взяточничества возросло на 18 процентов. В полтора раза больше задокументировано взяток в крупном или особо крупном размере.
При этом средний размер полученной взятки увеличился почти в 2 раза и составил сто сорок пять тысяч рублей.
Более чем в 3 раза возросло число пресечённых фактов получения взяток группой лиц по предварительному сговору и на 60 процентов – организованной группой или преступным сообществом.

11. Оздоровление криминальной обстановки напрямую зависит от эффективности системы профилактики правонарушений.
Основная нагрузка здесь ложится на участковых уполномоченных полиции. Только в прошлом году ими было рассмотрено одиннадцать миллионов жалоб, заявлений и обращений граждан. Установлены лица более чем по тремстам сорока трем тысячам преступлений.
В результате их каждодневной работы удалось добиться снижения числа убийств на бытовой почве на 13 процентов, а умышленного причинения тяжкого вреда здоровью – на 12.
Огромный пласт работы приходится на участковых в сельской местности. Именно поэтому с января текущего года начата реализация соответствующей программы их поддержки.
Мы намерены оснастить сельских участковых современной техникой. Обеспечить их служебным жильём, средствами связи и транспортом. Общий объем финансирования программы в ближайшие 2 года составит почти 5 миллиардов рублей.
Самого пристального внимания всех субъектов профилактики требуют несовершеннолетние правонарушители.
Тенденции прошлого года вызывают обоснованную тревогу. Несовершеннолетними или при их соучастии совершено более шестидесяти семи тысяч преступлений. Рост составил почти 5 процентов.
Перелом ситуации в этой сфере возможен только совместными усилиями государства и общества.
К сожалению, пока не находит оптимального решения такой острый вопрос как профилактика алкоголизма. После ликвидации специализированных медицинских вытрезвителей, ранее входивших в систему органов внутренних дел, проблема значительно осложнилась. В последние годы отмечается устойчивая тенденция роста преступлений, совершаемых в нетрезвом состоянии. Только в прошлом году их количество увеличилось более чем на 8 процентов.
Совместно с Министерством здравоохранения нами подготовлены предложения в Правительство Российской Федерации. Они предусматривают создание в городах с населением сто и более тысяч человек специализированных учреждений для помещения лиц в состоянии алкогольного опьянения.

12. Обеспечение надлежащего уровня правопорядка в стране во многом зависит от поддержки и активной помощи граждан.
Согласитесь, что у каждого дома, в каждом подъезде мы с вами по сотруднику полиции не поставим. Камера видеонаблюдения хоть и зафиксирует негативный момент, но своевременной помощи не окажет, преступника не задержит. Поэтому для нас принципиально важно содействие, которое может нам оказать население. Заслужив его доверие, мы получим бесценный потенциал людей, готовых помочь нам информацией, своевременным звонком, сообщением о случившемся.
В последние годы стали возрождаться различные формы сотрудничества с общественными формированиями.
Федеральный закон «Об участии граждан в охране общественного порядка» существенно расширит границы нашего взаимодействия с гражданами. Рассчитываем, что при поддержке депутатского корпуса процесс принятия этого законодательного акта будет ускорен.

13. Одной из важнейших задач органов внутренних дел является обеспечение безопасности дорожного движения.
Аварийность на дорогах остается недопустимо высокой, хотя итоги прошлого года показывают, что число погибших в дорожно-транспортных происшествиях снизилось на три с половиной процента. Главное – сохранить эту положительную тенденцию и приложить максимум усилий, чтобы ее развить в будущем.
Утверждена новая федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 – 2020 годах», которая направлена на снижение числа погибших. В соответствие с ней должны быть приведены и региональные и муниципальные программы. Данный вопрос надо держать на постоянном контроле.
Развивается система автоматической фото- и видеофиксации нарушений правил дорожного движения. В настоящее время под её контролем находится около трех тысяч стационарных и почти четыре тысячи переменных зон наблюдения практически во всех регионах страны. За исключением Республики Дагестан и Чукотского автономного округа.
Для профилактики коррупционных проявлений регулярно проводятся скрытные проверки несения службы сотрудниками ГИБДД. Этой же цели будет способствовать оснащение всего парка служебных автомобилей Госавтоинспекции видео- и звукозаписывающей аппаратурой уже в нынешнем году.

14. Повышается доступность и качество государственных услуг, предоставляемых гражданам в правоохранительной сфере.
Разработаны административные регламенты предоставления тридцати восьми из них. Тридцать семь – переведены в электронный вид. Это делает процесс их получения абсолютно прозрачным.
Кроме того, МВД обеспечивает эффективное электронное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти. Оно позволило сократить перечень документов и заметно упростить процесс обращения граждан за государственной услугой.
В частности, в прошлом году нами направлено около трех миллионов электронных запросов в другие ведомства, то есть граждане три миллиона раз не обращались за получением промежуточных документов.

Товарищ Верховный Главнокомандующий!
В заключение своего выступления позвольте кратко доложить об итогах служебно-боевой деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В полном объёме выполнены мероприятия, предусмотренные Планом строительства и развития внутренних войск на 2011 – 2015 годы.
Оптимизирована система подготовки и повышения квалификации военнослужащих в условиях перевода внутренних войск на военную службу по контракту. На базе учебных воинских частей формируются центры подготовки личного состава.
В текущем году планируется осуществить перевод на контракт свыше двух с половиной тысяч должностей военнослужащих внутренних войск.
По состоянию на 1 января военнослужащими по контракту укомплектовано 90 процентов от штатной численности сержантов и солдат.
Улучшена техническая база пунктов управления. Продолжается оснащение внутренних войск современными образцами вооружения и военной техники в рамках Государственной программы вооружения и Государственного оборонного заказа.
Уровень боевой и мобилизационной готовности позволяет обеспечить выполнение служебно-боевых задач в мирное и военное время. Высокие результаты внутренние войска показали в ходе совместного стратегического учения «3апад-2013».
Полностью выполнены задачи по охране важных государственных объектов и специальных грузов. Особое внимание уделялось охране ядерно-опасных объектов, объектов атомной энергетики и транспортируемых ядерных материалов.
В составе Объединённой группировки войск внутренние войска принимали активное участие в ликвидации бандподполья на Северном Кавказе.
Особо хотел бы отметить вклад внутренних войск в обеспечение безопасности при подготовке и проведении Всемирной летней Универсиады, Олимпийских игр, а также их участие в ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на Дальнем Востоке.

***

Завершая свое выступление, ещё раз отмечу, что решение важных и ответственных задач, возложенных на МВД России, осуществлялось нами в тесном взаимодействии как с государственными органами, так и институтами гражданского общества. Пользуясь случаем, я выражаю признательность руководителям органов законодательной и исполнительной власти, представителям общественных организаций за конструктивное сотрудничество.

Хочу также поблагодарить личный состав органов внутренних дел и внутренних войск за службу. За добросовестное выполнение обязанностей по защите граждан, общества и государства от преступных посягательств.

Благодарю за внимание.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2017, МВД России
Яндекс.Метрика