МВД В регионах:

История

До 1860 года расследование преступлений в России осуществлялось городской и земской полицией. Предварительное следствие заключалось в собирании доказательств, позволяющих установить и изобличить виновного. Оно разделялось на предварительное и формальное. Основной задачей первого являлось установление обстоятельств совершения преступления, а в ходе формального следствия выяснялось, действительно ли обвиняемый совершил преступление и подлежит ли он наказанию.

Одной из первых попыток реформирования предварительного расследования стала разработка Собственной Его Императорского Величества канцелярией законопроекта «О следствии», в соответствии с которым эта функция изымалась у полиции, а следователи стали относиться к судебной власти. С целью реализации этой идеи Указом Императора Александра II  от 8 июня 1860 года были учреждены должности судебных следователей. На них возлагалось производство следствия по всем преступлениям, относящимся к ведению судов. За полицией оставалось расследование  незначительных преступлений и проступков.

В дополнение к указу был издан «Наказ судебным  следователям», регламентирующий их деятельность и устанавливающий порядок производства  следствия. Контроль за следователями осуществлялся исключительно судами, которые могли приостанавливать и прекращать следствие, давать следователями предписания, отменять их распоряжения.

Одновременно был введен в действие «Наказ полиции о производстве дознаний по преступлениям и проступкам».

Число следователей устанавливалось в зависимости от количества уголовных дел, имевшихся в каждом уезде. Судебные следователи подчинялись министерству юстиции, однако назначались, перемещались и увольнялись губернатором по согласованию с губернским прокурором.

Большинство следователей не имело юридического образования. Нагрузка на каждого из них составляла 120-150 дел в год, а в отдельных губерниях – до 200-400 дел. Обслуживаемые участки составляли порой не одну тысячу квадратных верст.

С 1864 года следователи стали назначаться бессрочно Императором по представлению министра юстиции. Ужесточились и требования к кандидату на должность следователя: он должен был иметь высшее юридическое образование и прослужить по судебной части не менее трех лет. В его обязанности входило с полным беспристрастием выяснять обстоятельства, как уличающие обвиняемого, так  и оправдывающие его. При этом он мог проверять и дополнять дознание, проведенное полицией, отменять решения, принятые при производстве дознания, а также поручать  полиции  производство дознания и собирание иной информации.

После революции 1917 года новая власть упразднила прежний институт следователей. Функции следствия стали выполнять специальные комиссии при городских и районных советах, которые коллегиально рассматривали дела и  принимали по ним решения. Расследованием преступлений занимались также штабы Красной гвардии.  В своей деятельности эти органы руководствовались исключительно  революционным правосознанием.

В соответствии с Декретом о суде № 2 от 7 марта 1918 года и № 3 от 20 июля того же года в России образовались следственные комиссии окружных судов, в компетенцию которых входило расследование убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, изнасилований, разбойных нападений, фальшивомонетничества и спекуляций, а также  наиболее сложных дел, подсудных уездным и городским судам. Расследование государственных преступлений входило в обязанности ВЧК.

Следственные комиссии в полном составе возбуждали и прекращали уголовные дела, избирали и изменяли меру пресечения, выносили постановления о предании суду.

В 1919 году практика коллегиального расследования была прекращена. Производство предварительного следствия возлагалось на действовавших единолично следователей, которые состояли при революционных военных трибуналах, созданных годом ранее. Но уже 21 августа 1920 года Положениями о местных органах юстиции и  о народном суде РСФСР от 20 октября того же года учреждаются должности народных следователей, состоящих при советах народных судей, а также следователей по важнейшим делам при губернских отделах и Наркомате юстиции.

Народный следователь мог приступить к производству расследования по заявлениям граждан, сообщениям милиции, должностных лиц и учреждений, по постановлению судьи, а также  по своему усмотрению. Окончательное решение о прекращении дела или предании суду принадлежало народному суду. Постановления следователя могли быть обжалованы в суде.

Следователи руководили  действиями розыскных аппаратов и могли проверять любой акт органа дознания. Указания следователей при производстве  расследования были обязательны для исполнения всеми  гражданами, должностными лицами и учреждениями. Однако в мае 1922 года надзор за производством предварительного следствия, право давать указания по ряду вопросов, связанных с осуществлением процессуальной деятельности следователя, специальным Положением возлагается на  прокуратуру.  В сентябре 1928 года следователи были полностью  выведены из подчинения судов и переданы в ведение прокуроров.

Но на практике большинство уголовных дел расследовалось милицией. Непосредственно перед Великой Отечественной войной в уголовном  розыске и отделах БХСС ведомственным приказом были созданы следственные аппараты.

В послевоенный период по основной массе общеуголовных преступлений производилось дознание. Следователи оставались в органах прокуратуры, но фактически, по-прежнему, в более чем половине уголовных дел предварительное следствие осуществлялось органами милиции.

В соответствии с Основами уголовного судопроизводства СССР и Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР 1960 года правом производства предварительного следствия наделялись только следователи органов прокуратуры и органов государственной безопасности.

В результате вся нагрузка по предварительному расследованию преступлений легла на следователей прокуратуры, в производстве которых скопилось огромное количество уголовных дел. Между тем, органы милиции, ранее занимавшиеся расследованием преступлений и имевшие специалистов с необходимой профессиональной подготовкой и опытом работы, по закону могли выполнять лишь отдельные поручения следователей и не имели право вести  предварительное следствие в полном объеме.

Поэтому 6 апреля 1963 года Президиум Верховного Совета Союза Советских Социалистических Республик передал право производства предварительного следствия Министерству охраны общественного порядка СССР (позднее - МВД СССР). По сути, введение этого Указа в действие означало начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Будущее показало, что такое решение оказалось вполне оправданным. За полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

Сегодня предварительное следствие в системе МВД России представляет собой централизованную структуру, включающую, наряду со Следственным департаментом, 82 территориальных следственных подразделения, а также органы предварительного следствия на транспорте и  следственные части главных управлений МВД России по федеральным округам.

Следственный аппарат МВД России является одним из крупнейших в системе правоохранительных органов (43,5 тысяч сотрудников – 65% следственного корпуса страны), силами которого ежегодно расследуется свыше  1,5 миллионов уголовных дел, а это почти 84% всех дел, возбужденных по стране. В среднем на одного следователя приходится 38 уголовных дел, а это самые высокие нагрузки в правоохранительных органах.

Несмотря на то, что 2012 год был сложным - сказались и продолжающиеся масштабные преобразования системы органов внутренних дел и обсуждение целесообразности реформирования следственных органов страны, - тем не менее, органы предварительного следствия в системе МВД России со своими задачами справились достойно.

Ветераны следствия

Алфёров Владимир Авенирович, заслуженный юрист России, генерал-лейтенант юстиции (в отставке), родился в 1943 году в деревне Кольцово Лузского района Кировской области. Работал на предприятиях народного хозяйства, затем служил в рядах Советской Армии. Учился в Пермском государственном университете, который окончил в 1969 году. С 1967 по 1976 годы работал в органах прокуратуры (следователь прокуратуры Лузского района Кировской области, прокурор-криминалист Кировской областной прокуратуры).
С 1976 года работал в УВД Кировского облисполкома (заместитель начальника следственного отдела, начальник следственного управления). С 1985 года – в МВД СССР (заместитель начальника следственной части Главного следственного управления, заместитель секретаря парткома МВД, главный инспектор Главного управления по работе с личным составом). В 1991 году – заместитель начальника ГСУ МВД СССР.
В 1991-1992 годах – первый заместитель начальника Следственного комитета МВД СССР. С 1992 по 1999 годы – первый заместитель начальника Следственного комитета МВД России.
Награждён орденом Почёта, 4 медалями.

Статкус Владимир Францевич родился 27 ноября 1929 года в городе Камбарка Удмуртской АССР. Окончил Московский юридический институт. В органах прокуратуры с 1951 года: народный следователь Ленинского района города Челябинска, старший следователь Челябинской городской прокуратуры, старший следователь прокуратуры Челябинской области.
С 1956 года – следователь по особо важным делам Прокуратуры РСФСР. С 1968 года – заместитель начальника Главного следственного управления – начальник следственной части по особо важным делам МВД СССР. С 1976 года – заместитель начальника Академии управления МВД СССР – начальник Научного центра исследований проблем управления в органах внутренних дел. Кандидат юридических наук, доцент. Заслуженный юрист России. 
Награждён орденом Почёта, медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, медалью «За доблестный труд», другими медалями.

Фёдоров Лев Николаевич  родился 17 февраля 1948 в Москве. Окончил Московскую специальную среднюю школу милиции, Московский юридический институт и Академию МВД СССР с отличием.
В органах внутренних дел с 1967 года: следователь Куйбышевского РОВД, старший следователь Бауманского РОВД города Москвы. В Следственном управлении МВД СССР с 1973 по 1993 годы: следователь по особо важным делам, начальник отдела, заместитель начальника управления Следственного комитета при МВД России. 
В настоящее время председатель Совета ветеранов Следственного департамента МВД России. Полковник юстиции в отставке.
Награждён медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, другими ведомственными и общественными наградами.

Новосёлов Сергей Анатольевич, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор юстиции в отставке, родился в 1955 году в деревне Клубеничное Поле-Сернурского района Марийской АССР.
После службы в Вооружённых силах был принят на службу в органы внутренних дел ГУВД Мосгорисполкома (милиционер отдела по охране гидросооружений, участковый инспектор).
В 1981 году окончил Всесоюзный юридический заочный институт. В этом же году поступил на службу в следственное подразделение ГУВД Мосгорисполкома (следователь, старший следователь СО Кировского РУВД, следователь, начальник отделения СУ ГУВД, начальник СО Кировского РУВД, заместитель начальника отдела СУ ГУВД). В 1991-1992 годах – старший следователь по особо важным делам следственного подотдела Оперативно-розыскного бюро Службы криминальной милиции МВД РСФСР. В 1992-1997 годах работал в Следственном комитете МВД России (заместитель начальника отдела следственной части). С 1997 по 1999 годы преподавал на кафедре криминалистики Московского юридического института МВД России. С 1999 по 2001 годы занимал должность первого заместителя начальника Следственного комитета при МВД России – начальника следственной части по расследованию организованной преступной деятельности.
Почётный сотрудник МВД. Награждён орденом Мужества, медалями.

Савелий Владимирович Матвеев родился 25 декабря 1925 года в селе Одисса Нукутского района Иркутской области. В январе 1943 года был призван в армию. Участвовал в Великой Отечественной войне. В августе 1945 года в составе подвижной группировки автобатальона Забайкальского фронта принимал участие в боевых действиях в войне с Японией. 
Образование высшее: окончил Иркутскую юридическую школу, Всесоюзный заочный юридический институт.

С 1950 по 1958 годы работал на разных постах в органах прокуратуры Республики Бурятия. В последующем трудился в УВД города Москвы, с 1964 года – в Главном следственном управлении МВД СССР, в декабре 1979 года переведен на работу – начальником следственного отдела УМВД СССР на Бамстрое. 
В правоохранительных органах Савелий Владимирович проработал более 30 лет. В 1984 году в звании полковника милиции ушел на заслуженный отдых. В течение 18 лет возглавлял Совет ветеранов Главного следственного управления МВД СССР Следственного комитета при МВД России. Награжден орденом Отечественной войны II-й степени, медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За победу над Японией», «За трудовое отличие», «За трудовую доблесть», медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, и еще 16 медалями и почетными знаками...
Почетный сотрудник МВД.

Титаров Леонид Иванович, заслуженный юрист Российской Федерации, генерал-майор юстиции в отставке, родился в 1947 году в городе Мурманске. Работал на предприятии народного хозяйства, учился на Горьковском факультете Всесоюзного юридического заочного института. В 1971 году, по окончании учебного заведения, был принят на службу в органы прокуратуры Владимирской области, где проработал более 8 лет (следователь, прокурор-криминалист).
С 1985 года работал в Главном следственном управлении МВД СССР (старший следователь по особо важным делам, начальник отдела, заместитель начальника следственной части).
С 1991 года работал в Следственном комитете МВД России (заместитель начальника, заместитель начальника – начальник управления по расследованию дел особой важности, заместитель начальника – начальник управления по расследованию организованной преступной деятельности).
В 1998-1999 годах – заместитель начальника Следственного комитета при МВД России – начальник управления по расследованию организованной преступной деятельности (следственной части).
Награждён медалями.  

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2017, МВД России
Яндекс.Метрика