МВД В регионах:

История

История Госавтоинспекции России

1936 – 1940.  Первые годы ГАИ

3 июля 1936 года Совет Народных Комиссаров СССР постановлением № 1182 утверждает "Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции СССР".

Новый отдел НКВД активно приступает к выполнению поставленных задач – борется с авариями, разрабатывает технические нормы эксплуатации автотранспорта, контролирует подготовку и воспитание шоферов. А также ведет учет аварий, анализ их причин, привлекает нарушителей ДТП к ответственности, руководит выдачей номерных знаков, технических паспортов, розыском автомобилей, скрывшихся с места ДТП.

Первые сотрудники ОГАИ - всего 57 сотрудников в 7 отделениях (!) - это элита правоохранительных органов. Они облечены широчайшими полномочиями – беспрепятственным доступом на все объекты народного хозяйства, правом требовать необходимые сведения от руководителей всех рангов, а также они принимают деятельное участие в обсуждении технических характеристик новых советских автомобилей. Первыми руководителями ОГАИ стали В.Я. Рубинштейн, майор госбезопасности И.Е. Жуков, комиссар милиции III-ранга Н.В. Соколов.

C «Инструкции о работе пикетов автодорожного надзора Госавтоинспекцией УРКМ» в 1938 началось строительство местных отделов ГАИ.

В 1939 году Приказ НКВД СССР № 400 «С объявлением Инструкции об агитационно-массовой работе по безопасности» впервые обозначил усиление внимания к безопасности движения.

Отделом ГАИ ГУРКМ НКВД были разработаны первые “Типовые правила движения по улицам городов и дорогам СССР”.

Последовательная работа первых Госавтоинспекторов принесла положительные результаты: неуклонно снижалось количество ДТП и число пострадавших в них. Сотрудники первых Отделов ГАИ внесли огромный вклад в охрану правопорядка на дорогах в знаменательный и сложный период советской индустриализации.

1941-1945. Госавтоинспекция НКВД СССР в годы Великой Отечественной войны.

В течение первых же недель войны Госавтоинспекция перестроила свою деятельность на военный лад. Четверть личного состава милиции были мобилизованы на строительство военных и других сооружений. Да и те, кому дали бронь, рвались на фронт. Их место в подразделениях занимали женщины.

Сотрудники ГАИ осуществляют мобилизацию автотранспорта для нужд фронта, ведут учет горюче-смазочных материалов, руководят подготовкой военных водителей, осуществлять надзор за внедрением газогенераторных установок в автомобили, проводит выбраковку и списание автомобилей с целью  их точного учета и определения их технического состояния, решают вопросы упорядочения работы автотранспорта.

Но и в эти трудные годы продолжалась деятельность по развитию организации дорожного движения. Так, Мосгорисполком утвердил и с 1 сентября 1944 года ввел в действие новые правила уличного движения. В них предусматривался целый ряд изменений, повышались требовательность к пешеходам и водителям, а 30 марта 1945 г Моссовет начинает мероприятия «по улучшению внешнего вида автомашин, работающих в г. Москве».

C ноября 1941 года по март 1943 года работала Дорога Жизни, навечно прославившая службы ОРУД-ГАИ. Феноменальный профессионализм и сверхчеловеческое мужество сотрудников дорожной милиции ни на день не позволили остановиться движению эвакуационных поездов и следованию автотранспорта в блокадный город. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1942 года орденами и медалями была награждена большая группа сотрудников ГАИ.

1945-1959. Госавтоинспекция на трудных послевоенных дорогах.

В послевоенные годы система ОРУД-ГАИ активно принимала участие в восстановлении разрушенного войной народного хозяйства. При этом не только был восстановлен довоенный  круг деятельности и уровень работы Госавтоинспекции, но были заложены передовые для своего времени правовые основы безопасности жизнедеятельности советского общества. ГАИ в связке со службой ОРУД обновляет порядок учета дорожных происшествий, правила по учету автомобильного и мотоциклетного парка СССР, создает "Наставление по надзору за техническим состоянием и использованием автотранспорта народного хозяйства СССР" и "Положение о квалификационных комиссиях Госавтоинспекции управлений милиции УМГБ-МГБ". Учреждена Комиссия общественного контроля за техническим состоянием автомобилей, в автотрестах и крупных автохозяйствах введены должности старших инженеров и инженеров по безопасности движения автотранспорта и мн. др. Был также разработан Устав патрульно-постовой службы, актуальный до настоящего времени.

В 1954 году в составе Научно-исследовательского института криминалистики (НИИК) МВД СССР был образован отдел безопасности движения.

В 1956 году Постановлением Совета Министров РСФСР № 382 "О мерах борьбы с авариями на автомобильном транспорте и городском электротранспорте" Госавтоинспекции предоставлено право лишать водителей прав на управление за управление транспортом в нетрезвом виде и запрещать управление транспортными средствами без водительских удостоверений.

В 1959 году Советский Союз присоединился к Международной конвенции о дорожном движении и к Протоколу о дорожных знаках и сигналах.

1960-1970. ГАИ СССР - славные годы большой работы.

60-е годы  стали временем больших перемен и мощного структурного строительства  государства. В1966 году было образовано Союзно-республиканское министерство охраны общественного порядка СССР, в дальнейшем ставшее МВД СССР.   В следующем году Отдел Госавтоинспекции МВД СССР преобразован в Управление Госавтоинспекции МВД СССР,  на должность начальника Управления был назначен генерал-лейтенант милиции В.В. Лукьянов.

Это десятилетие стало временем масштабного и системного развития Госавтоинспекции. МВД СССР утвердило Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР", а также первые единые по СССР "Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорог СССР", где впервые  в полной мере учтены требования международных документов о дорожном движении. Было создано "Наставление по службе Государственной автомобильной инспекции Министерства охраны общественного порядка РСФСР", впервые  охватившее все стороны деятельности ГАИ.

Были введены единые образцы бланков водительских удостоверений, образцы технических паспортов и номерных знаков для автомототранспорта. На всей территории СССР отныне действуют единые правила регистрации и учета автотранспорта; правила проведения технических осмотров; методы учета дорожно-транспортных происшествий; порядок присвоения квалификации водителя автотранспорта и городского электротранспорта.

Ведущую роль в эти годы приобретает работа с общественностью, особенно с самыми юными участниками дорожного движения. По инициативе Валерия Витальевича Лукьянова в 1973 году все детские общественные формирования, взаимодействующие с ГАИ, объединены в отряды юных инспекторов движения (ЮИД). Спустя два года, в 1975 году, в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ «Орленок» в Краснодарском крае прошел Первый Всероссийский слет ЮИД, на котором встретились делегаты 72 регионов. А в 1978 году в г. Ростове-на-Дону состоялся Первый Всесоюзный слет ЮИД.

В 1976 году он стоял у истоков создания Орловской специальной средней школы милиции МВД СССР, - ныне Орловского юридического института МВД России. При его поддержке в кратчайшие сроки были решены проблемы комплектования научно-педагогических кадров, создания учебно-материальной базы учебного заведения. В Народном музее института ему посвящена одна из экспозиций, а в 2011 году здесь был открыт бюст генерал-лейтенанту.

30 мая 2013 года приказом Министра внутренних дел Российской Федерации В.А. Колокольцева № 310 Орловскому юридическому институту МВД России присвоено почетное наименования «имени В.В. Лукьянова».

1970-1988. Два десятилетия серьезной работы ГАИ – обновление, системность и стабильность.

Первая половина 70-х годов прошла под знаком повсеместного усиления мер по обеспечению безопасности дорожного движения. Постановлением Совета Министров поручено Советам Министров союзных и автономных республик, край и облисполкомам в случае ДТП, повлекших гибель людей, образовывать комиссии для установления причин этих происшествий и принятия соответствующих мер. Возникает Всероссийское добровольное общество автомотолюбителей (ВДОАМ), основное назначение которого - профилактика аварийности среди индивидуальных владельцев. Для более безопасной езды последних впервые было принято решение об оснащении ремнями безопасности легковых автомобилей и, позднее, решение об обязательном порядке применения ремней безопасности на переднем сиденье.

При МВД СССР образована Комиссия по обеспечению безопасности дорожного движения для координации соответствующей деятельности министерств, ведомств и других организаций. В г.Челябинске введен в строй первый в стране автодром.

Были введены в действие новые, более жесткие правила проведения государственных периодических технических осмотров автомобилей, мотоциклов и прицепов, новые правила регистрации и учета автотранспортных средств, новое "Положение о порядке присвоения квалификации водителя, выдачи водительских удостоверений и допуска водителей к управлению транспортными средствами".

Прогрессивное развитие автотранспорта вызвало к жизни и новые риски – впервые перед Госавитоинспекцией встала проблема масштабной профилактики детской смертности и травматизма в СССР. Совместно с ЦК ВЛКСМ и Минкультуры СССР было принято постановление об организации отрядов юных инспекторов движения. Совместно с ЦК ВЛКСМ, Минпросом СССР, Всесоюзным обществом Красного Креста и Красного Полумесяца и ВДОАМ в 1974 году был проведен 1-й Всероссийский слет юных инспекторов движения и всероссийский семинар по работе с отрядами ЮИД на базе пионерского лагеря "Орленок". На территориях многих парков культуры и отдыха были созданы детские автомобильные городки.

10 августа 1978 года Постановлением Совета Министров СССР № 685 от  утверждено единое для всей страны «Положение о Государственной автомобильной инспекции».

К 1988 году возникает необходимость дальнейшего прогрессивного развития системы ГАИ. Совет Министров СССР принимает Постановление № 336 "О мерах по обеспечению безопасности движения на автомобильном и железнодорожном транспорте", которым предусматривается комплекс мер по разработке, производству и внедрению современных систем средств регулирования, аппаратуры и приборов по контролю за движением на дорогах, средств для экзаменационной работы ГАИ. Начинается создание общегосударственной информационно-поисковой системы учета транспортных средств, водительских удостоверений, случаев нарушений правил дорожного движения, дорожно-транспортных происшествий и др. В составе ВНИИ МВД СССР образована научно-исследовательская лаборатория, и, позднее, был создан Научно-исследовательский центр безопасности дорожного движения (ВНИЦБД) МВД СССР.

1989-1997. От ГАИ к ГИБДД – Госавтоинспекция в годы перестройки.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 6 октября 1989 г. создано Министерство внутренних дел РСФСР. Таким образом начался процесс разделения союзных и российских структур ГАИ.

В 1990 году кризисные социальные явления приводят к сокращению профилактики ДТП, и к сокращению служб безопасности движения. Осложнение обстановки с безопасностью дорожного движения вызывает рост аварийности, происходит рост числа преступлений, направленных против участников дорожного движения. Начинается криминальная «война на дорогах», происходит массовая гибель сотрудников автоинспекции при несении службы.

ГАИ работает в условиях распада существовавшей в СССР государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Начинается выработка новой стратегии работы ГАИ, выработка новой нормативной базы. Приоритетная функция ГАИ отныне – госконтроль в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. А также обеспечение общественного порядка, борьба с преступностью. В течение последующих лет с Госавтоинспекции были сняты устаревшие организационно-хозяйственные функции и ГАИ утвердилось в своем современном правовом статусе.

Активная нормативно-правовая деятельность в области обеспечения безопасности дорожного движения проводилась вплоть до 1996 года.

Проводится Международная научно-практическая конференция «Социальные, правовые, технические и экологические проблемы безопасности дорожного движения», начинает выходить Всероссийский ежемесячник «STOP – газета», которая освещает деятельность Госавтоинспекции. Этими и многими другими мероприятиями Госавтоинспекция усиливает работу по пропаганде безопасности дорожного движения, по формированию культуры безопасного поведения участников дорожного движения.

Введение российских паспортов транспортных средств и свидетельств о регистрации, новых типов водительских удостоверений (пластиковые карточки), новых Правил дорожного движения, регистрационных знаков современного стандарта.

К 1997 году ГАИ России преодолевает кризис начала перестройки и выходит на уровень работы, близкий современному.

Происходит также интенсивное развитие научной составляющей в области анализа и комплексных решений в сфере безопасности дорожного движения. Научные степени получают руководители УГИБДД УВД. Начинается проведение международных выставок технических средств обеспечения безопасности дорожного движения – «Интерсигналдортранс», «Дорога». Активно развивается материально-техническая база ГАИ: строятся новые зданий управлений, постов, внедряется новая техника.

В 1997 г. выявлено и пресечено почти 50,7 млн. нарушений правил, нормативов и стандартов в сфере дорожного движения. Количество водителей, привлеченных к ответственности по сравнению с нач. 90-х увеличилось в 2 раза. Успехом стало неуклонное снижение количества ДТП и смертности при ДТП, в частности число погибших детей сократилось на 51,4 %.

Исходя из опыта непростого десятилетия разрабатывается Концепция развития и совершенствования деятельности Государственной автомобильной испекции МВД РФ на период 1998-2005 гг, которая широко обсуждается в обществе.

1998-2003. Первые годы ГИБДД – время кризиса и реформ.

Аварийность на автомобильном транспорте превратилась в серьезнейшую социально-политическую проблему. К началу XXI века Россия вступила в стадию «взрывного» роста автомобилизации при недостаточной пропускной способности улично-дорожной сети. Был зарегистрирован катастрофический прирост по основным показателям аварийности и осознана трагическая роль «человеческого фактора» - низкая культура поведения на дорогах. В руководстве структуры возникает понимание необходимости глубоких реформ, которые состоялись в 1998-2000 гг.

«Мы крайне обеспокоены ситуацией на наших дорогах. Иначе как войной ее назвать трудно. Ежегодно в этой войне наша Родина теряет около 40 000 своих сограждан, из которых 1500 – дети – будущее России. Огромно число наших сограждан – раненых, изувеченнывх, потерявших здоровье и трудоспособность, колоссальны и экономические потери для страны. Сограждане! Мы обращаемся к вам... с призывом объединить свои усилия и и остановить взаимоуничтожение на дорогах России, превратить их из дорог смерти в дороги жизни.» (Из обращения деятелей культуры, науки, искусства, спорта.)

IV Всероссийская научно-практическая конференция по обеспечению безопасности дорожного движения подтвердила прогноз о кризисном состоянии на дорогах России. Аварийность на автомобильном транспорте превратилась в серьезнейшую социально-политическую проблему. К началу XXI века Россия вступила в стадию «взрывного» роста автомобилизации при недостаточной пропускной способности улично-дорожной сети. Был зарегистрирован катастрофический прирост по основным показателям аварийности и осознана трагическая роль «человеческого фактора» - низкая культура поведения на дорогах. Образовался также кризис доверия к структуре и работникам ГАИ. В руководстве структуры возникает понимание необходимости глубоких реформ, которые состоялись в 1998-2000 гг.

Принятием основополагающих правовых актов и изменением структуры Госавтоинспекции ознаменовался первый этап реформ.

1 июня 1998 года вышел Приказ МВД России № 329 «О реформировании деятельности Госавтоинспекции МВД России». А 15 июня Указом Президента РФ № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» ГАИ переименована в в Государственную инспекцию безопасности дорожного движения – ГИБДД МВД Российской Федерации. ГИБДД отныне – специальный орган, осуществляющий контрольные, надзорные и разрешительные функции в обеспечении безопасности дорожного движения. Статус этой структуры повышен до уровня министерств и ведомств, что усилило ее влияние и подняло ее престиж. Главная задача ГИБДД – защита законных прав и интересов участников дорожного движения. Начальником ГУ ГИБДД назначен генерал-лейтенант В.А. Федоров.

11 ноября 2001 года Президент РФ В.В.Путин посетил Управление Госавтоинспекции и наградил государственными наградами отличившихся сотрудников ГИБДД Москвы.

С 2001 года, года 65-летия Госавтоинспекции, ее структурами в сотрудничестве с органами законодательной и исполнительной власти, общественными организациями и коммерческими структурами начата огромная работа по анализу и поиску средств выхода из кризиса, начат поиск новых, эффективных рычагов профилактики и способов усовершенствования госконтроля, выработка необходимых нормативно-правовых механизмов. Так, был изменен Кодекс РФ об административных нарушениях. Часть функций сотрудников ГИБДД - определение виновных в ДТП и оформление материального ущерба перешла в ведомство судов. Произошло также внедрение новых комплексов идентификации транспортных средств «Сова», «Поток». Приказ Министра внутренних дел РФ «О государственных регистрационных знаках» позволил упорядочить эксплуатацию транспортных средств и успешнее бороться с хищениями и др. преступлениями. Значительно внимание ГИБДД к пропаганде безопасности дорожного движения, профилактике детского дорожно-транспортного травматизма. Активизируется работа отрядов Юных Инспекторов Движения, успешны всероссийские соревнования «Безопасное колесо». Проведен I Всероссийский конкурс «Лучший государственный инспектор Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ».

Всероссийский конкурс телерадио программ по безопасности дорожного движения (впоследствии стал регулярным) и образование региональных радиостанций, поддерживающих работу ГИБДД подключают ресурсы СМИ для решения задач по пропаганде безопасности дорожного движения.

2003 – 2013. Госавтоинспекция на современном этапе

“Около 1,2 миллиона человек ежегодно погибают в дорожных авариях по всему миру. От 20 до 50 миллионов человек серьезно страдают каждый год от подобных аварий. Более половины всех жертв – в возрасте между 15 и 44 годами, в возрасте когда они могли бы лучше всего посвятить себя укреплению благополучия своих семей и стран. Аварии на дорогах имеют своим результатом значительнейшие социально-экономические потери. Но все же большую часть этих потерь можно было бы предотвратить. Ключ к успешному предотвращению лежит в искреннем желании всех общественных секторов, публичных и частных, сделать безопасность на дорогах реальностью». (Из речи Генсека ООН Кофи Аннана по поводу Всемирного дня здоровья, 7 апреля 2004 года).

В апреле 2003 года Начальником ГУ ГИБДД СОБ России назначен генерал-майор милиции, кандидат юридических наук В.Н.Кирьянов. Также обновился кадровый состав Главного Управления. Руководителям государства был представлен анализ сложившейся на дорогах ситуации. В.Н.Кирьянов констатирует, что демократизация общества негативно сказалась в области безопасности дорожного движения: «…гибель людей на российских дорогах выросла до уровня национальной катастрофы…об этом говорят только те, кто профессионально занимается безопасностью дорожного движения…их пока не хотят слышать». Либерализация ДПС привела к тому, что водители стали игнорировать закон: «Люди должны увидеть другой подход…они должны чувствовать силу закона». Руководство Госавтоинспекции настаивает на принятии неотложных мер по преодолению катастрофической ситуации на дорогах. В Правительство РФ представлен первый Государственный доклад «О состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации».

Руководство ГИБДД начинает многолетнюю широкомасштабную пропагандистскую и просветительскую кампанию в российском обществе и на международной арене.

РФ участвует в IV Неделе безопасности дорожного движения Всемирной организации здравоохранения.

14 апреля 2004 года прошло Специальное пленарное заседание 58-й сессии Генеральной ассамблеи ООН, которая впервые обратилась к проблеме аварийности на дорогах. Выявлен глобальный кризис в области безопасности дорожного движения. С трибуны ООН выступает начальник ГУ ГИБДД СОБ МВД России В.Н.Кирьянов, обозначая основные приоритеты и задачи международного сообщества и заявляя об усилиях, предпринимаемых РФ.

Начинается новый этап в национальной политике, цель которой – повышение безопасности на дорогах. Происходит обновление ГИБДД – уточнение зон ответственности госструктур, передача несвойственных государству функций с компетенцию общественных и коммерческих организаций, создание системы наиболее полного контроля, создание цивилизованных форм исполнения решений о взыскании штрафов, восполнение правовых пробелов. Начинается создание комплексной системы воспитания законопослушных граждан в сфере дорожного движения.

Возрождена традиция проведения Всероссийских слетов юных инспекторов движения в ВДЦ «Орленок».

15 июня 2004 года в Госдуме РФ состоялись слушания по вопросам развития системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, что положило начало работе по созданию и внедрению автоматизированной информационной системы ОСАГО. Также приняты рекомендации по разработке национальной концепции безопасности дорожного движения, о создании закона по упрощению порядка урегулирования ДТП, о формировании института независимой технической экспертизы и мн.др.

В апреле 2005 года были внесены изменения в статью 12.24 Кодекса об административных правонарушениях. К уголовной ответственности отныне привлекаются водители нарушившие ПДД с причинением вреда другому лицу. В Кодексе усилена также ответственность водителя за управление транспортным средством в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

В рамках административной реформы ГУ ГИБДД реорганизовано в Департамент обеспечения безопасности дорожного движения (ДОБДД).

Указом Президента РФ №154 от 15 февраля 2005 года начальником ДОБДД назначен В.Н.Кирьянов.

В этом же году был проведен ряд важных мероприятий по вопросам безопасности дорожного движения – Форум безопасности дорожного движения, Всероссийская конференция, 9-я Международная выставка технических средств, конкурсы «Лучший инспектор ДПС ГИБДД МВД России», Всероссийские конкурсы телерадиопрограмм. Большое внимание уделяется повышению профессионализма сотрудников Госавтоинспекции. Становятся традиционными совместные учения Госавтоинспекции и служб спасения. Строятся суперсовременные здания и посты ГИБДД. Автоинспекции регионов получают современный автотранспорт, новейшие технические средства фиксации нарушений.

4 июня 2005 года отмечалось открытие не имеющей аналогов в мире федеральной информационной системы ГИБДД (ФИС), с помощью которой было создано единое информационное пространство Госавтоинспекции и МВД на местном, региональном, федеральном и международных уровнях.

Год 2006 – год 70-летнего юбилея ГАИ-ГИБДД - ознаменовался многими достижениями. Была организована широкая пропаганда образа законопослушного водителя и пешехода в СМИ, конференции с участием деятелей науки, культуры, искусства, политики, многочисленные общественные акции с участием сотрудников ГИБДД.

Самоотверженная работа пропагандистов ГИБДД в учебных учреждениях страны начала давать первые результаты. К примеру, число Юных инспекторов движения выросло до 200 000 и более школьников.

20 февраля 2006 года Председатель Правительства РФ подписал Постановление Правительства № 100, утвердившее Концепцию Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения 2006-2012 годах». Целью программы является сокращение к 2012 году числа погибших в ДТП людей в полтора раза.

Необходимость обеспечения безопасности дорожного движения на современном этапе рассматривается как одна из острейших социально-экономических задач. На федеральном уровне к решению проблем безопасности движения сегодня привлечено почти 40 органов государственной власти.

В ноябре 2009 года в Москве состоялась Первая  Всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: Время действовать!, на которую были приглашены специалисты, эксперты, представители общественных организаций из 150 стран. По инициативе России Генеральная Ассамблея ООН в марте прошлого года приняла резолюцию, в которой провозгласила период 2011 – 2020 годов «Десятилетием действий по обеспечению безопасности дорожного движения».

По поручению Председателя Правительства Российской Федерации начата разработка новой  программы по безопасности дорожного движения на период 2013 – 2020 годов. По сути, она станет национальной стратегией в данной области.

Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации
© 2017, МВД России
Яндекс.Метрика