МВД В регионах:

История

История и современность подразделений лицензионно-разрешительной работы в системе МВД России 

12 февраля 1969 года приказом МВД СССР в Управлении административной службы милиции Министерства внутренних дел СССР был образован 4 отдел, на который возлагались функции по осуществлению разрешительной работы. Этот день в настоящее время является Днем создания подразделений лицензионно-разрешительной работы.

Лицензионно-разрешительная работа в полиции – это система норм, стандартов, требований, устанавливающих порядок, закрепляющих и охраняющих правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного оружия, осуществлении частной детективной и охранной деятельности.

Основными задачами ее являются исполнение законодательства об обороте оружия, частной детективной и охранной деятельности, соблюдение порядка приобретения, учета, хранения, перевозки и использования оружия, предотвращение поступления их в незаконный оборот и попадания в преступную среду.

На всех исторических этапах развития свободного демократического Российского государства применение разрешительных мер в регулировании оборота оружия и взрывчатых веществ, а также в контроле за частной детективной и охранной деятельностью являлось одной из эффективных форм правоохранительной деятельности и способствовало поддержанию общественного порядка в стране.

На Руси огнестрельное оружие появилось в XIV веке. Практически с этого времени и стали появляться нормативно закрепленные положения, определяющие порядок хранения, ношения оружия, санкции за нарушение данных предписаний. Контроль за их выполнением возлагался на различных должностных лиц правоохранительных органов Российской империи. Между тем о целостной системе, занимающейся комплексом вопросов, связанных с разрешительной работой, судя по имеющимся у нас историческим документам, в рассматриваемый период говорить не приходится.

Разрешительная система существует в России с середины XIX века, а первый законодательный акт, рассматривавший вопросы контроля за оружием, был подписан Петром Первым 14 февраля 1700 года. До 1917 года в Российской Империи разрешение на приобретение огнестрельного оружия гражданам выдавалось губернаторами, градоначальниками и полицмейстерами.

Развитие института разрешительной системы связано с рождением Советского государства, которое в начальный период своего существования, наряду с важнейшими историческими декретами о мире, о национализации земли, крупной промышленности и торговли, банков, железных дорог, издало ряд декретов, устанавливающих разрешительную систему во многих сферах общественной жизни.

Важнейшее направление деятельности органов внутренних дел – контроль за оборотом оружия - постоянно находилось и находится
в центре внимания.

В период образования и упрочения государства разрешительная система являлась средством сохранения завоеваний революции, и главным ее назначением было обеспечение государственной безопасности.

Исторический опыт свидетельствует, что отсутствие контроля за распространением оружия, например, огнестрельного, приводит к большой его концентрации у населения, то есть порождает причины, способствующие осложнению оперативной обстановки.

Первым нормативным актом, регулирующим деятельность правоохранительных органов (военно-революционные комитеты
и чрезвычайные комиссии) по осуществлению контроля за оборотом оружия и взрывчатых веществ, стал изданный Советом Народных Комиссаров 10 февраля 1918 г. «Декрет о сдаче оружия», обязывающий все население сдать находящееся у него оружие, в том числе и холодное. Основной задачей, поставленной перед соответствующими органами, являлось изъятие у населения оружия (исправные и неисправные винтовки, пулеметы и револьверы всех систем, патроны к ним и шашки всякого образца).
За укрывательство оружия, задержку и противодействие сдаче его виновные подвергались лишению свободы на срок от 1 до 10 лет.

Этим декретом все выданные ранее разрешения на хранение оружия объявлялись недействительными, а лица, имевшие оружие, были обязаны сдать его. Оружие не отбиралось только у членов партии по представлению комитетов РКП(б), но они могли иметь не более одной винтовки и одного револьвера. При этом оружие не обезличивалось, а закреплялось за владельцем.

Контроль за хранением и использованием огнестрельного оружия осуществлялся военно-революционными комитетами и чрезвычайными комиссиями.

В начале 20-х годов к выполнению этой функции стала привлекаться и милиция. Декретом СНК РСФСР от 12 июля 1920 г. «О выдаче и хранении огнестрельного оружия и обращении с ним» на милицию совместно
с ВЧК возлагаются функции по осуществлению контроля за выполнением правил выдачи и хранения оружия. Предусматривалась административная и судебная ответственность за незаконное хранение огнестрельного оружия. Судебная ответственность предусматривала наказание на срок не ниже 6 месяцев.

28 июля 1920 г. принят Декрет «Об охоте», которым ограничивался круг лиц, имеющих право на охотничьи ружья. Выдача удостоверений на право охоты производилась органами народного Комиссариата земледелия, а регистрация оружия и учет боеприпасов – органами НКВД.

С мая 1922 г., с принятием первого Уголовного кодекса РСФСР, вводится уголовная ответственность за хранение огнестрельного оружия без надлежащего разрешения (ст. 220 предусматривала лишение свободы от 7 месяцев до 1 года). В дальнейшем ответственность за незаконное хранение оружия неоднократно усиливалась. Там же была предусмотрена уголовная ответственность за нарушение правил и обязательных постановлений, регламентировавших открытие и эксплуатацию типографий (принудительные работы или штраф до 300 рублей золотом).

Декретом СНК РСФСР от 9 июля 1924 г. более подробно были перечислены виды оружия и боеприпасов, разрешенные к обращению. Торговля огнестрельным оружием предусматривалась с разрешения органов милиции и ОГПУ. В том же году впервые постановлением ВЦИК СССР в целях установления на всей территории СССР единообразного порядка все находящееся в пределах СССР оружие, боеприпасы и взрывчатые вещества подразделялись на три категории: «А», «Б» и «В». Значение постановления заключалось в том, что оно позволило изъять из оборота оружие военного образца (боевое).

Дальнейшему развитию разрешительной системы способствовали принятые в 1927 г. постановление ВЦИК и СНК от 3 сентября и постановление СНК РСФСР от 8 октября: более подробно распределили компетенцию структурных подразделений административных отделов и соответствующих органов ОГПУ по контролю за оборотом оружия. В них содержались нормы, предоставляющие права на выдачу разрешений и регистрацию нарезного охотничьего оружия районным административным отделениям и волостной милиции. Характерно, что разрешение на приобретение, хранение и пользование оружием выдавалось без ограничения срока.

В промышленных районах приобретение, хранение и пользование огнестрельным нарезным охотничьим оружием допускалось без получения особого разрешения, но с обязательной последующей регистрацией. Приобретение, хранение и пользование охотничьим, как огнестрельным (нарезным и гладкоствольным), так и холодным, оружием лицам, лишенным избирательного права, запрещалось.

В этот период расширяются полномочия милиции в области контроля за осуществлением правил разрешительной системы не только за оборотом огнестрельного оружия, но и за соблюдением правил открытия полиграфических предприятий, порядка отпуска и продажи печатных машин, шрифтов, множительных аппаратов.

Формы и методы административного надзора по проведению в жизнь указанных правил были определены в специальной инструкции. Отделом строевой и наружной службы Главного управления милиции СНК РСФСР от 26 мая 1930 г. разрешение на приобретение, хранение и пользование нарезным охотничьим оружием стало выдаваться сроком на три года.

В связи с изданием положения о рабоче-крестьянской милиции постановлением ВЦИК и СНК РСФСР 1 января 1932 г. были внесены изменения в уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы Российской Федерации. Это не могло не отразиться на деятельности органов внутренних дел по контролю за оборотом оружия. Так, например, постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 г. был установлен новый порядок приобретения, хранения и использования охотничьего и спортивного оружия, боеприпасов к нему, отпуска взрывчатых и детонирующих средств. Милиция выдавала соответствующие разрешения и осуществляла контроль
за соблюдением установленных правил.

В середине 30-х годов объектом разрешительной системы стало также и холодное оружие. Правовой основой было постановление ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1935 г. Оно предусматривало упорядочение изготовления и сбыта холодного оружия и устанавливало административный надзор НКВД за выполнением этих правил.

Главным управлением милиции НКВД СССР была издана инструкция, в соответствии с которой ношение холодного оружия разрешалось лишь лицам, которым оно было необходимо по роду деятельности. Продажа холодного оружия осуществлялась под наблюдением милиции и только через магазины государственной и кооперативной торговли. Необходимо отметить, что милиция проводила в то время значительную работу по выявлению и изъятию холодного оружия, привлечению к ответственности лиц, нарушавших установленные правила его приобретения.

Таким образом, в середине 30-х годов сложилась определенная система правового регламентирования оборота оружия.

В период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. деятельность органов внутренних дел в части разрешительной системы осуществлялась в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении».

В послевоенные годы совершенствование правовой базы деятельности милиции по осуществлению разрешительной системы связано с принятием в 1958 г. Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, а 27 октября 1960 г. Уголовного кодекса РСФСР. С этого времени проблемы разрешительной системы стали приобретать законодательную форму.

Вместе с тем следует отметить, что до 1969 г. отсутствовал единый подход к организационному обеспечению разрешительной системы органов внутренних дел. Будучи традиционно возложенной на аппарат милиции, эта работа в республиканских МВД наиболее часто организовывалась подразделениями оперативной службы, уголовного розыска и БХСС.

В определенной мере данный пробел был ликвидирован с принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 8 июня 1973 г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью». В нем уже четко был определен субъект разрешительной системы (административная служба милиции) и его полномочия. С принятием Советом Министров СССР 23 июня 1975 г. постановления «Об установлении единого порядка приобретения, учета и хранения охотничьих ружей» наметилась тенденция к расширению объема работы милиции в сфере разрешительной системы.

Этим документом было предусмотрено увеличение за счет средств союзного бюджета штатной численности милиции на одну тысячу человек, что позволило укомплектовать аппарат разрешительной системы в звене МВД, УВД, а также усилить его на низовом уровне - выделить специальные должности инспекторского состава в наиболее крупных горрайорганах внутренних дел страны. В милиции сформировались подразделения, осуществляющие контроль за оборотом оружия.

Порядок хранения оружия гражданами определялся ведомственной инструкцией МВД СССР, разработанной в соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 23 июля 1975 г. «Об установлении единого порядка приобретения и учета охотничьих ружей». Так, в соответствии с данной инструкцией, охотничьи ружья должны были храниться в чехлах, в разряженном, разобранном состоянии, со спущенными курками, отдельно от патронов и пороха.

Принятие в 1992 году Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» повлекло за собой возложение новых функций по лицензированию частной охранной и детективной деятельности на инспекторов разрешительной системы, что послужило основанием к созданию в органах внутренних дел подразделений лицензионно-разрешительной работы, осуществляющие государственный контроль за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью. Практически в том же виде подразделения сохранились и в настоящее время в современной полиции.

Важным инструментом в обеспечении единой государственной политики в сфере оборота гражданского, служебного, боевого ручного стрелкового и холодного оружия и установлении государственного контроля за его оборотом в целях защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства явился принятый в 1993 г. Закон Российской Федерации «Об оружии», с 1996 г. Федеральный закон «Об оружии».

В установленной законом общей системе государственных органов, осуществляющих контроль за оборотом оружия и боеприпасов к нему, ведущее место (с учетом компетенции и объема работы) занимают органы внутренних дел, которые в настоящее время осуществляют контроль за объектами служебного и гражданского оружия, выявление и изъятие у лиц, хранящих его незаконно.

Сегодня правовую основу органов внутренних дел по осуществлению государственного контроля за оборотом оружия, частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации составляют положения федеральных законов «О полиции», «Об оружии», Закона Российской Федерации  «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», ряд правительственных постановлений и ведомственных нормативных правовых актов МВД России, включая административные регламенты по предоставлению государственных услуг и осуществлению государственных функций.

Указом Президента Российской Федерации от 28 октября 2014 г. № 694 Управление по организации лицензионно-разрешительной работы выведено из структуры ГУОООП МВД России и в настоящее время является самостоятельным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В настоящее время 5,7 тыс. сотрудников лицензионно-разрешительной работы исполняют функции по предоставлению 29 государственных услуг и осуществлению государственного контроля за оборотом более 6,5 млн. единиц оружия, частной детективной и охранной деятельностью в более чем 2,1 тыс. территориальных органах МВД России.

В соответствии с требованиями Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» реализуется комплекс мероприятий по предоставлению государственных услуг в электронном виде.

Сегодня для получения, например, лицензии на приобретение гладкоствольного оружия, после заполнения электронной формы заявления и приложения электронных копий необходимых документов, достаточно всего одного обращения в подразделение лицензионно-разрешительной работы за получением готового документа.

Все необходимые проверочные мероприятия проводятся сотрудниками полиции самостоятельно, в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия.       

Ссылки на сайты органов государственной власти: